Руководство паровозному машинисту

         

от давления пара в котле, а также от характера регулирования машины. Чем больше диаметр цилиндров и ход поршня и чем при этом меньше диаметр движущих колёс, тем больше сила тяги по машине. Чем выше давление пара в котле, чем больше открытие регулятора и больше наполнение цилиндров, тем больше будет эта сила тяги. При увеличении скорости, как это видно из приведённой выше диаграммы, значение силы тяги по машине при прочих равных условиях уменьшается. Для повышения силы тяги по машине весьма существенное значение имеют её исправность и отсутствие пропуска в кольцах, сальниках, втулках и нагара в окнах. Сила тяги и работа машины имеют значительное влияние на обеспечение её паром со стороны котла.

При неисправной регулировке машины, при применении чрезмерно больших наполнений расход пара сильно возрастает и сила тяги по котлу начинает ограничивать силу тяги по машине. В этой части одной из задач машиниста наравне с обеспечением хорошего парообразования является экономное использование пара в машине.

Сила тяги паровоза по котлу в основном зависит от размеров котла и от так называемой форсировки. При этом понятие «сила тяги по котлу» надо понимать условно.


Сам котёл, не имея движущих частей, понятно, никакой силы тяги развивать не может. Это выражение надо понимать так, что котёл своим парообразованием обеспечивает какую-то определённую величину силы тяги по машине и сцеплению.

Форсировкой котла называется количество пара, испаренное в среднем 1 м2 испаряющей поверхности нагрева в течение 1 часа. Форсировка равна количеству испаренной воды, делённому на число часов работы паровоза с открытым регулятором и на площадь поверхности нагрева в квадратных метрах. В технической литературе форсировка обозначается буквой латинского алфавита z (зет).

Величина форсировки зависит от очень многих причин, в частности от скорости поезда, отношения поверхности нагрева топки ко всей поверхности нагрева котла, количества и качества топлива, чистоты труб и стенок котла, наличия и исправности специального оборудования, а самое главное — от характера отопления и управления паровозом. Чем больше поверхность нагрева топки, использующей наиболее горячие газы, тем выше форсировка котла. Это хорошо заметно на наших новых мощных паровозах серий ФД и ИС, форсировка которых в ряде случаев достигает 80 — 85 кг/м2 вместо 50 — 55 кг/м2, которые дают паровозы серии Э, даже в современных условиях службы.

Чистота труб и стенок сильно влияет на весь характер парообразования и на величину форсировки. Забитые трубы и завалы накипи могут увеличить расход топлива и снизить форсировку на 30 и даже 50%. Оборудование котла и его исправность, как то: свод, колосниковая решетка, конус и т. п., также заметно влияют на повышение форсировки. Но одно из самых решающих влияний на величину форсировки оказывает сама паровозная бригада во главе с машинистом. Искусным отоплением, правильным питанием котла, умелым управлением паровозом можно весьма заметно повысить форсировку.


Содержание раздела