Руководство паровозному машинисту

         

Мощность в лошадиных силах составит:

7 500 х 36 / 270 = 1 000 ЛС.

2. Три вида силы тяги и мощности паровоза

Паровоз, как известно, состоит из трёх основных частей: котла, машины и экипажа.

Каждая из этих частей в процессе работы паровоза принимает участие в развитии силы тяги и мощности. Котёл преобразует тепло топлива в энергию пара. Машина преобразует энергию пара в движение поршня и колёсных пар. Экипаж обеспечивает сцепление вращающихся колёс с рельсами и передачу развивающихся усилий составу.

Вследствие этого величина силы тяги и мощности паровоза в значительной степени зависит


от устройства, размеров и использования каждой из трёх его основных частей.

Таким образом, основными величинами, определяющими мощность и силу тяги паровоза, являются котёл, машина и сцепление колёс с рельсами. В соответствии с этим принято рассматривать в современном паровозе мощность и силу тяги: котловую, машинную, или цилиндровую, и сцепную, или на ободе. Сила тяги и мощность, развиваемая в точке касания рельсов и бандажей, называется касательной.

Кроме касательной силы тяги может рассматриваться мощность и сила тяги на сцепке (крюке) первого вагона, которая собственно и является полезной мощностью паровоза.

Сила тяги, скорость и мощность являются тремя основными, неразрывно связанными величинами, определяющими работоспособность паровоза. Мощность, развиваемая паровозом, получается тем более, чем выше его скорость и больше сила тяги. При этом опыт работы лучших людей транспорта наглядно показал возможность значительного увеличения скорости и силы тяги у современного паровоза и указал пути улучшения использования его мощности.

Паровоз по характеру своей работы имеет ряд таких особенностей, как возможность использования спусков с применением езды «без пара» и свойство саморегулирования.

Наибольшая сила тяги паровоза, определяющая вес состава, развивается паровозом только на определённых наибольших подъёмах и в некоторых случаях при трогании с места.

При этом влияние предельных подъёмов может быть значительно ослаблено за счёт подхода к этим подъёмам с разгоном. Кроме того, предельные подъёмы составляют только небольшую часть пути, остальные участки которого паровоз проходит с неполным использованием своей силы тяги, а иногда даже с закрытым регулятором. Проходя часть участков без пара, паровоз получает возможность сделать запас тепла в котле, т. е., другими словами, имеет возможность поднять в случае надобности на некоторое время силу тяги паровоза и мощность по котлу.


Содержание раздела