Руководство паровозному машинисту



<<<Оглавление-405-Указатель>>>

При наличии некоторого опыта и внимательного наблюдения каждая из этих причин может быть установлена совершенно точно, что даёт возможность своевременно предупредить дальнейшее развитие обнаруженной неисправности.

Точное установление фактических причин большинства перечисленных явлений, вызывающих ненормальный стук при движении паровоза, наиболее удобно производить при небольшой скорости, когда паровоз работает с полным открытием регулятора и со значительным наполнением цилиндров, в частности в конце длинных затяжных подъёмов. Таким путём наиболее удобно распознавать причины стука у деталей, непосредственно связанных с работой паровой машины паровоза.

Наоборот, установление причины стука, связанного с ослаблением сцепления между паровозом и тендером, наиболее удобно производить при следовании паровоза под уклон с закрытым регулятором при значительной скорости. При этих условиях тормозящее воздействие паровой машины при наличии ослабшего сцепления создаёт резкое подёргивание паровоза, хорошо заметное в будке.

4. Контроль за действием пресс-маслёнки при работе паровоза в пути

Машинист и его помощник как при следовании по перегону, так и во время остановок на станциях должны систематически контролировать исправность действия пресс-маслёнки.

Характерным показателем исправного действия пресс-маслёнки во время движения паровоза является непрерывное отрывистое движение рукоятки вала, приводящего в действие плунжеры.

Остановка или резко неравномерное вращение рукоятки прежде всего свидетельствует о неисправности передаточного механизма, в частности о замасливании роликового или зубчатого зацепления, что вызывает прекращение подачи смазки.

Вторым характерным показателем неисправной работы пресс-маслёнки служит появление подёргивания реверса, которое систематически усиливается по мере дальнейшей работы во время движения паровоза. Такое подёргивание реверса является результатом недостаточной подачи смазки к цилиндрам паровой машины, что увеличивает трение золотников и отражается на работе переводного механизма.

Особенно характерным и тревожным показателем недостаточной подачи смазки со стороны пресс-маслёнки является своеобразный скрип, получающийся при движении поршней в цилиндрах.

Такой скрип, называемый паровозниками «рёвом поршней» и особенно ясно заметный при небольшой скорости паровоза, требует немедленного вмешательства машиниста, так как он свидетельствует о полном прекращении подачи смазки к цилиндрам паровой машины.

Во всех указанных случаях при наличии хотя бы одного из таких признаков, как остановка или неравномерное вращение рукоятки вала у пресс-маслёнки, подёргивание реверса или появление скрипа поршней, необходимо немедленно, ещё во время движения паровоза, осмотреть пресс-маслёнку и до очередной остановки обеспечить доста-

<<<Оглавление-405-Указатель>>>