Руководство паровозному машинисту



<<<Оглавление-180-Указатель>>>

паровозов с перегретым паром. Для этих масел устанавливается

вполне определённое предельное содержание нагарообразующих веществ, количество которых в масле определяется лабораторией депо.

Застываемость масла. Весьма существенной характеристикой качества смазочных масел, применяемых для подвижного состава железных дорог, является их застываемость при охлаждении.

По мере охлаждения масло постепенно становится гуще и при некоторой вполне определённой температуре застывает.

Температурой застывания считается та температура, при которой уровень масла, налитого в лабораторную пробирку, становится неподвижным при её наклоне.

Особенное значение температура застывания имеет для смазок, применяемых зимой на открытом воздухе. Для удовлетворительной работы механизмов такие смазки должны обладать пониженной температурой застывания.

Для мазеобразных смазок (твёрдых паровозных, вазелина, солидола и др.) имеет значение не температура застывания, а каплепадения, т. е. температура, при которой мазеобразная смазка даёт при нагреве её первую каплю.

Вспышка масла. При нагревании масло испаряется. Количество выделяющихся при этом паров зависит от температуры, до которой масло нагрето. При некоторой температуре из масла выделяются пары в таком количестве, что при поднесении пламени они вспыхивают. Температура, при которой наблюдается первая вспышка масла, нагретого в открытой чашке, называется температурой вспышки.

Если масло продолжать нагревать, то температура его будет постепенно повышаться. При некоторой температуре количество выделяющихся паров становится настолько большим, что при поднесении к ним пламени они не только вспыхивают, но и продолжают после этого гореть. Температура масла, при которой его пары горят в продолжение не менее 5 сек., называется температурой воспламенения.

Температура вспышки и температура воспламенения служат основанием для суждения о степени огнеопасности масла. Чем выше температура вспышки, тем труднее будет загораться смазочное масло и тем надёжнее оно будет работать.

Капиллярные свойства смазывающих жидкостей. Если взять узенькую трубку, сделанную из материала, смачиваемого жидкостью (жидкость пристаёт к материалу), и опустить её в сосуд с этой жидкостью, то жидкость в трубке поднимется и установится на уровне выше её уровня в сосуде. Если то же самое проделать с жидкостью, которая не смачивает трубку, то уровень жидкости в трубке будет ниже уровня её в сосуде. Подъём и опускание уровня жидкости, наблюдаемые в трубках, имеющих очень незначительный просвет, называется свойством капиллярности, или волосности.

Капиллярность смазочного масла сильно зависит от вязкости,

<<<Оглавление-180-Указатель>>>