Руководство паровозному машинисту

         

до одинаковой температуры — или до 50° или до 100°, а вода — до 20°. Приборы, в которых производится это сравнение, называются вискозиметрами. Из различных приборов этого типа у нас в СССР принят, вискозиметр Энглера. Если говорят, что масло при какой-либо температуре имеет вязкость по Энглеру «три», то это значит, что нагретое масло вытекает из прибора Энглера в три раза медленнее, чем из того же прибора вытекает такой же объём воды, подогретой до 20°.

Практическое значение вязкости масла заключается в следующем; По мере повышения температуры масла вязкость его становится меньше, т. е. оно становится жиже и легче может уйти с трущихся поверхностей. Нагрев трущихся поверхностей наблюдается как раз тогда, когда они выжали слой разделяющего их масла и стали частично скользить непосредственно одна по другой. Появившееся нагревание передаётся маслу, которое от этого ещё больше подогреется, сделается жидким и стечёт с трущихся поверхностей, последние окажутся совсем без смазки и будут соприкасаться непосредственно, в результате чего получится сильный нагрев («грение»).

Чистота масла. Всякая смазка должна быть чистой. Загрязняться она может примесями


пыли, песка, грязи и пр. Эти примеси не смешиваются со смазкой и в ней не растворяются. Попав вместе со смазкой на трущиеся поверхности, они вызывают их задир, порчу и нагревание. Для того чтобы этого не случилось, надо хранить, смазку в чистой закрытой посуде. Грязная и неисправная посуда для. смазочных масел непригодна.

В том случае, если по каким-либо причинам смазка загрязнилась, её надо профильтровать, пропустив через мелкое сито, войлок или сукно. Все примеси при этом останутся на фильтре, а сквозь него пройдёт чистое масло.

Вода не смешивается со смазкой, поэтому, попав в неё, она также ухудшает её1 смазывающую способность. Кроме того, части машин, сматываемые обводнённой смазкой, ржавеют и портятся.

Для удаления воды масло подогревают и отстаивают.

Если добавить к воде известь, то вода приобретает свойство давать с маслом устойчивую смесь. Получаемая таким способом эмульсионная смазка находит применение на паровозах.

Кислотность и щёлочность. Кислоты и щёлочи могут оказаться в маслах вследствие плохой очистки и промывки масел на нефтеперегонных и масловарочных заводах. Кислоты и щёлочи разъедают металл, приводя в негодность его поверхность. Отсюда следует, что масла при наличии в них кислот и щелочей не должны применяться для смазывания трущихся поверхностей.

Нагарообразование. При нагревании смазочных масел происходит частичное их разложение. Лёгкие вещества, входящие в состав смазки, улетучиваются. Образующийся при этом твёрдый остаток на смазываемой поверхности называется нагаром. Неполадки в работе механизмов, вызванные наличием нагара, бывают довольно разнообразны и часто очень серьёзны. В смазочных маслах, применяемых на паровозах, нагарообразование имеет особое значение для цилиндровых масел, идущих для смазки цилиндров и золотников


Содержание раздела