Руководство паровозному машинисту



<<<Оглавление-137-Указатель>>>

котле и бросание её в элементы при открытии регулятора. Это вызывает загрязнение элементов, унос воды вместе с паром и ухудшение перегрева из-за повышения влажности пара. Опытами установлено, что каждый процент влаги в паре понижает на 10° температуру перегрева и увеличивает на 1% расход топлива.

Отложения частиц накипи и механических примесей в трубках элементов в последующем не только ухудшают передачу тепла трубкам и перегрев пара, но, цементируясь в плотную массу, нередко забивают элементы и вызывают перегрев металла и перегорание колпачков. Паровозы, работающие с такой загрязнённой котловой водой, приходится часто ставить в депо для ремонта элементов, особенно когда на промывках не производится регулярно кипячение или циркуляционная промывка элементов.

Мелкие частицы механических примесей, увлечённые уносимой в элементы водой, попадают в золотники и цилиндры, вызывая преждевременный износ и задиры золотниковых и цилиндровых втулок.

Чтобы избежать вредных последствий уноса и вспенивания воды, необходимо регулярно производить промывку и полную очистку котла и элементов пароперегревателя, при эксплуатации паровоза применять антинакипины и продувку котла, а при водах щелочных и склонных к образованию пены — производить также и верхнюю продувку.

Увеличение влажности пара и унос загрязнённой воды в регулятор и элементы пароперегревателя вызывается также чрезмерно высоким уровнем воды в котле и неправильным управлением регулятором, а также боксованием паровоза. При очень высоком уровне воды в котле (у верхней гайки водомерного стекла) даже при сравнительно небольшой загрязнённости воды она легко увлекается вместе с паром в головку регулятора. Резкое неосторожное открытие регулятора создаёт подъём столба воды около сухопарника и также вызывает увлечение её в элементы. Такое же положение получается при боксовании паровоза, когда пар с большой скоростью устремляется в машину и захватывает с собой капельки воды и шлам.

Чтобы не допускать таких явлений, необходимо поддерживать уровень в котле не выше 3/4 водомерного стекла, регулятор открывать постепенно и не допускать боксования паровоза.

Весьма тяжёлые последствия могут быть, когда вместо выполнения всех указанных мер по сохранению чистоты котла и элементов для предупреждения уноса и бросания воды при работе паровоза допускают чрезмерное понижение уровня воды в котле. Большое насыщение котловой воды солями и наличие в ней механических примесей и шлама, как известно, вызывают сильное вспенивание. Так как в этом случае уровень загрязнённой котловой воды в водомерном стекле поднимается выше действительного и показания стекла становятся ненадёжными и неправильными, то при закрытии регулятора может обнажиться потолок огневой коробки.

Особенно велики тепловые потери и опасность перегрева металла при отложении слоя накипи, содержащей кремнекислые соли, а также рыхлого слоя накипи, пропитанной маслом. Даже при тонком слое такой накипи топочный металл легко может

<<<Оглавление-137-Указатель>>>