Руководство паровозному машинисту



<<<Оглавление-82-Указатель>>>

эти, несложные на первый взгляд операции, выполняемые при помощи резака и пики, надо делать очень осторожно, чтобы не перемешивать и не нарушать слоя топлива. Разрушение слоя, как правило, вызывает пропуск холодного воздуха в нескольких отдельных местах, что ведёт к усиленному шлакообразованию.

Колосники следует прорезать из зольника, как только просвет огня, видимый снизу, начнёт тускнеть. Частая прорезка колосников снизу не нарушает слоя топлива и не ухудшает процесса горения. Чем выше производится прорезка, тем лучше. Своевременной прорезкой колосников снизу можно отдалить время полной чистки топки.

При отоплении смесью с большим содержанием жирного коксующегося угля коксовую корку, подгорающую снизу, надо прорезать и осаживать, как указано выше, резаком. При этом не следует допускать перемешивания всего слоя топлива. Резак должен затрагивать лишь верхний подгоревший слой. Совершенно недопустимо в этом случае затрагивать нижний слой у самой поверхности колосников. Прорезка и осаживание верхней корки, когда не затрагиваются колосники, не ухудшают процесса горения и предупреждают образование прогаров.

После длительного нахождения в пути неизбежно подшлакование колосников ещё до очередной чистки топки. Резаком или при крепком шлаке пикой следует подломать шлаковый слой. Резак или пику следует пускать по колосникам от шуровочной дверки к трубчатой решётке. Дойдя до решётки, резак или пику вынимают и возвращают обратно. Возвращение пики и резака по слою топлива недопустимо, так как при этом разрушается слой и кокс перемешивается со шлаком.

Здесь, как и во всех остальных случаях работы резаком, следует насколько возможно избегать разрушения и перемешивания слоя. Вытаскивать подломанный шлак не следует, а лучше постараться поставить его на ребро; при некотором навыке это легко удаётся и обеспечивает полное выжигание кокса из шлака.

Если при крепком шлаке работа резаком и пикой затруднена, надо подламывать его вдвоём, не горячась и согласуя свои действия друг с другом.

Злоупотреблять частым подламыванием шлакового слоя не следует.

Прогары, допущенные при отоплении, следует, не теряя времени, заравнивать резаком, не затрагивая колосников. Заравнивание надо производить раскалённым коксом с соседних мест, не допуская разрушения и перемешивания всего слоя. Быстрое заравнивание прогаров без перемешивания огня заметно улучшает процесс горения.

Кучи, заброшенные малоопытным топильщиком, немедленно следует разравнять по слою горящего топлива. При разравнивании кучи надо возможно меньше затрагивать слой горящего топлива и ни в коем случае не перемешивать его. Такое своевременное и осторожное разравнивание улучшает процесс горения, предупреждая охлаждение и затухание слоя.

При низкопоставленном своде забрасывание топлива под него становится крайне затруднительным. Под сводом образуется прогар, перед сводом — куча раскалённого кокса и свежего топлива. Осторожно, не задевая колосников, следует верхнюю часть кучи про-

<<<Оглавление-82-Указатель>>>