Руководство паровозному машинисту

         

ники, можно не утолщать слоя у стенок топки и сохранять его равномерным по всей площади колосниковой решётки.

Ровный слой топлива не должен быть очень толстым. Толстый (или, как говорят паровозники, «высокий») слой затрудняет проход воздуха, вызывает недогорание топлива. При толстом слое топлива горение в большей степени происходит в самом слое, вызывая в нём резкое повышение температуры, что ведёт к появлению заливного жидкого шлака. Сосредоточение процесса горения в самом слое вызывает подгорание под его верхней коркой. Такое подгорание, как правило, ведёт к образованию прогаров. Поэтому применять увеличение толщины слоя надо очень осторожно и только тогда, когда это действительно необходимо на тяжёлом профиле и при большом весе поезда.

Тонкий слой, уменьшая общее количество топлива, одновременно находящегося на колосниковой решётке, облегчает регулировку процесса отопления, обеспечивая быстрое приспособление режима топки ко всем особенностям работы паровоза в соответствии с изменением скорости и профиля пути.



Создавая наиболее свободный доступ воздуха ко всем частицам горящего топлива, тонкий слой обеспечивает как наиболее полное сгорание кокса в слое и летучих веществ в топке, так и выжигание кокса в шлаке.

Вызывая сравнительно небольшое сопротивление проходу воздуха, тонкий слой обеспечивает хорошее охлаждение всей своей нижней части, уменьшая шлакообразование.

При малом сопротивлении проходу воздуха требуется меньшее разрежение над слоем, даётся возможность увеличить сечение форсового конуса и облегчить тем самым работу машины. Экономное использование топлива, достигаемое при отоплении тонким слоем, позволяет поднять форсировку котла паровоза.

Таким образом, отопление возможно тонким слоем, какой только допустим по условиям работы, является основным условием для обеспечения экономного использования топлива и достаточного парообразования, обеспечивая возможность получения высокой форсировки. Вместе с тем тонкий слой требует более внимательного и частого надзора со стороны паровозной бригады: горение происходит более активно, и при недостаточном внимании, при редкой заброске топлива возможны быстрое прогорание слоя и прорыв холодного воздуха.

Применение толстого слоя особенно недопустимо при отоплении тощим углём и антрацитом. Тощий уголь и антрацит, образуя при горении порошкообразный кокс, создают плотный слой на колосниковой решётке, сильно затрудняющий проход воздуха. Очень небольшая величина основной массы кусков тощего угля, штыб, содержащийся в антраците, а также способность крупного антрацита при горении растрескиваться и рассыпаться на мелкие куски ещё более способствуют образованию на колосниках плотного слежавшегося слоя. Понятно, чем толще такой слой, тем больше затруднён проход воздуха. Для поддержания горения приходится усиливать тягу


Содержание раздела