Руководство паровозному машинисту

         

коэффициент полезного действия паровоза, можно считать в следующих размерах (фиг. 58).

Потери тепла в самой топке в виде кусочков угля,

провалившихся в поддувало или перемешавшихся со шлаком и золой и выброшенных при чистке.топки, а также потери от химической неполноты сгорания из-за недостатка воздуха составляют около 8%.

За счёт правильных приёмов отопления, согласованных с искусным управлением паровозом, а также путём осторожной работы резаком в пути и при чистке топки величина этих потерь может быть снижена и доведена примерно до 5 — 6%. Рациональная конструкция колосников и их исправное содержание также уменьшают величину этих потерь.

Потери тепла с отходящими горячими газами, нагретыми до температуры свыше 300—400° и представляющими собой смесь воздуха и продуктов сгорания топлива, составляют от 10 до 15%. Существенное влияние на величину этих потерь имеет чистота поверхности


нагрева. Загрязнённые, непродутые трубы, большие отложения накипи в котле препятствуют нормальной передаче тепла от горячих газов к воде.

Потери тепла в виде уноса в трубу кусочков мелкого несгоревшего топлива составляют от 8 до 20% и при неблагоприятных условиях могут достигать 30—35%.

Величина этих потерь может быть заметно уменьшена за счёт правильного режима отопления, регулярного смачивания мелкого неспекающегося угля, а также путём содержания топочного свода в исправном соостоянии и сохранения правильного положения конуса.

Потери тепла от пропуска пара через неплотности в машине составляют от 5 до 15%. Потери тепла вместе с паром, уходящим через неплотности поршней и золотников, зависят от их состояния. При хорошо пригнанных кольцах и шлифованных втулках потери пара уменьшаются. Сработавшиеся кольца, задранные втулки, парящие сальники могут вызвать увеличение этих потерь до 30 — 35% всего расхода пара. Машина будет не только неэкономично работать, но самое главное — не сможет реализовать всей своей мощности и силы тяги.

Потери тепла вместе с паром, выходящим из машины, имеющим сравнительно высокое давление и температуру от 105 до 200°, составляют от 45 до 60 %. В эти потери включены и потери тепла в самой машине, происходящие вследствие конденсации пара при впуске в цилиндры, при мятии его и т. п. Наличие конденсации пара в цилиндрах вызывается сравнительно большой разницей температуры впускаемого и выпускаемого пара, проходящего через одни и те же каналы промывающего одни и те же стенки.

Конденсация пара и превращение его в воду сильно увеличиваются при слабом перегреве и особенно при работе без перегрева пара. Бросание воды в цилиндры, допускаемое по небрежности машинистом, влечёт за собой смачивание стенок цилиндров и сильно увеличивает конденсацию пара. Машинист должен систематически следить за состоянием перегревателя и контролировать температуру перегрева по


Содержание раздела