Руководство паровозному машинисту

лодка leader


<<<Оглавление-34-Указатель>>>

3. Номерация паровозного парка дореволюционной постройки

Номерация паровозов дореволюционной постройки не имеет точной последовательности, ряд номеров повторяется, а некоторые номера внутри одной и той же серии отсутствуют совершенно.

Большинство пассажирских паровозов прежней постройки серий А, Б, Г, 3, И, К, Ку, Л, Н, С и У имеют самостоятельные для каждой серии, часто одинаковые номера, начиная с первого или с какого-либо другого (А-7 и С-7, К-146 и Л-146, 3-106 и У-106). Такие же недостатки в номерации имеют место у многих товарных паровозов прежних выпусков серий О, Ф, Х, Ц, Щ и Э (О-556 и Щ-556, Щ-5 и Э-5). Поэтому указание только номера без серии не даёт возможности точно установить, к какой группе относится данный паровоз.

Одинаковые номера имеются и у паровозов одной и той же серии, в частности у паровозов серий Н, С, О и Щ. Встречаются по два и даже по три паровоза этих серий с одинаковыми номерами. Для отличия друг от друга паровозов одной и той же серии, имеющих одинаковые номера, этим паровозам кроме основного номера присвоен дополнительный в виде дроби (Нп-101/1, Нп-101/2; С-101/1 и С-101/2; Щ-15/1, Щ-15/2 и Щ-15/3).

У целого ряда паровозов нет последовательности номеров в пределах даже одной и той же серии; часть номеров в середине номерации отсутствует. Вследствие этого многие серии ранее выпущенных паровозов, несмотря на малочисленность этих паровозов, имеют как однозначные, так и трёхзначные и даже четырёхзначные номера (Нв-1 и Нв-9981, С-1 и С-846, К-140 и К-998, З-106 и З-1006).

4. Номерация паровозного парка современной постройки

Номерация паровозов, построенных после революции, более точна и последовательна.

После окончания гражданской войны и возобновления постройки и приобретения новых паровозов Народный комиссариат путей сообщения провёл ряд мероприятий, имевших своей задачей предупредить повторение недостатков, которые имели место при номерации паровозов дореволюционной постройки.

Для вновь построенных и приобретённых паровозов внутри каждой серии был установлен последовательный порядок номерации без повторений и перерывов.

У некоторых серий установлена взаимная связь между номерацией и серийностью и даже с отдельными выпусками одной и той же серии, имеющими конструктивные отличия.

Паровозам серии Э с индексом «ш», приобретённым в Швеции, были присвоены четырёхтысячные номера (Эш-4422, 4521 и т. п.). Паровозам серии Э с индексом «г», приобретённым в Германии, были присвоены пятитысячные номера (Эг-5555, 5612 и т. п.). Паровозам серии Э с индексом «б», которые начал выпускать Брянский завод «Красный Профинтерн» после окончания гражданской войны, присвоили шеститысячные номера (Эб-6012, 6242 и т. п.). Таких номеров ранее выпущенные паровозы серии Э не имели, чем исключалась возможность их повторения в одной и той же серии.

<<<Оглавление-34-Указатель>>>